ЛИТВИНА Н. В. КОНТЕКСТ ДЛЯ ИСЧЕЗАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ВЕРХОКАМЬЯ


Автор:Литвина Н. В.

Исчезновение культуры староверов-беспоповцев Верхокамья происходит уже не один десяток лет, признается исследователями, с одной стороны, и последними наследниками этой культуры, с другой. Само согласие на фото и видеосъемку старообрядцев-беспоповцев и, особенно, разрешение на съемку старообрядческих богослужений – свидетельство распада системы традиционной культуры. А значит, когда исследователи начинают изучать культуру старообрядцев-беспоповцев, используя методы визуальной антропологии, в поле зрения оказываются помимо следов уходящей традиции, факторы ее трансформации или «разрушения». Возникают вопросы о причинах и результатах исчезновения или видоизменения культуры, порождающие различные гипотезы. И еще: как быть с этими «факторами», ведь признаки разрушения очень неудобны и для фиксации, и для исследования.
На этапе разрушения традиционной культуры особенно важно не упустить контекст (социальный, исследовательский), чтобы культура не превратилась только в научную метафору. С одной стороны, уходящая культура теряет «истинность», достоверность в своих реальных проявлениях (например, во время моления нередки споры о порядке чтения, вызванные потерей уставной грамотности и, как следствие, недоверие молодых к вере стариков), с другой – вся «правда» культуры сосредоточивается в ее прошлом, даже недавнем (на это прошлое как на личную историю ссылаются даже совершенно светские потомки староверов).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий