Естественность как свобода покоя


Источник публикации: Архив автоора  
Вопросы, обсуждавшиеся в докладе, прочитанном на конфереции в РГГУ, относятся к проблематике свободопользования и политики в области свободы, разрабатываемой автором в предметном поле философской антропологии и гуманитарной психологии[1].
Из трех разновидностей свободы - свободы-от, свободы-в и свободы-для – второму из них уделяется внимание куда меньшее, чем двум другим. Дискурс о свободе чаще начинается с изменения, чем с покоя: с остранения, чем с отождествления; с обладания, чем с принадлежности; с непричастности, чем с причастности; с конфликта, чем с согласия; с отсутствия, чем с присутствия; недостачи, чем с избытка и т.д. А ведь быть свободным-в - это и значит тожествовать, принадлежать, причаствовать, быть в согласии. А разве не от «избытка сердца говорят уста»? И хотя «покой нам только снится», разве не "покоя сердце просит"? И разве не вправе мы считать суждение Поэта «есть покой и воля» онтологическим основанием нашей духовно-творческой традиции? Интуиция свободы-в может быть также выражена серией сдвоенных суждений о созначности свободы и покоя (постоянства). Свобода – это естественность движения  (изменения), а естественность - свобода покоя; свобода - это естественность лица, личностного бытия, а естественность – это свобода рода, родового бытия. Серия эта может быть продолжена и дальше, но уже из сказанного видно, что если естественность и свобода обнаруживают себя в качестве двух нераздельных сторон подлинности, а род и лицо - человечности, то речь, стало быть, идет ни с чем другом, как подлинности человеческого существования. А также и о тот, что свобода-в столь же неотъемлема от подлинности его, как и две других разновидности свободы. Вопросы, обсуждавшиеся в докладе, относятся к проблематике свободопользования и политики в области свободы, разрабатываемой автором в предметном поле философской антропологии и гуманитарной психологии. 
 
 

[1]
 Генисаретский О. Упражнения в сути дела. М.: Русский мир, 1993. С. 196-229

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий