ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПРОГРАММЫ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ


Источник публикации: Архив Акции "Возрождение"   Определяя свое место в сегодняшней культурной и политической ситуации в стране, Союз кинематографистов России заявляет, что административно насаждавшаяся в течение 70 лет модель советской культуры была изначально оторвана от традиций отечественной и мировой культуры и основывалась на убогих идеологических представлениях о человеке, о его связях с историческим прошлым народа, культурной и природной средой его обитания. Культурная политика, основывающаяся на этой нежизнеспособности модели, фактически подавляла все живые, самобытные культурные силы и привела к кризисному, если не сказать, катастрофическому, состоянию российской культуры. Разрушились традиционные сельский и городской уклады жизни, нравственные устои семейного и гражданского бытия, угнеталось и деформировалось национальное самосознание народов, утрачивалась духовная оседлость и преемственность поколений, попирались человеческое достоинство и право людей быть хозяевами своей судьбы, насильно прививался усредненный советский образ жизни, в котором постепенно стирались самобытные черты национальной и региональной культур, искусственно разрывались связи традиционной народной, высокой профессиональной и конфессиональной культур, являющихся органическими составляющими духовной культуры народов. Сегодня, когда в условиях демократизации жизни и роста национального самосознания столь определенно осознается кризисность российской ситуации и повсеместно начались движения за национальное политическое и культурное возрождение, необходимо окончательно расстаться с изжившей себя репрессивно-идеологической моделью культуры, заняться выработкой новой культурной политики, основанной на свободе творчества и свободном национально-культурном самоопределении. Осознавая свою ответственность за будущее российской культуры, Союз кинематографистов России видит одно из основных направлений своей деятельности в том, чтобы способствовать: - объединению творческих и общественных сил, заинтересованных в обновлении культурной жизни России; - сохранения своеобразия культуры населяющих ее народов в ходе социальных, экономических и технологических изменений образа жизни; - возрождению духовных, нравственных и художественных традиций народов России, являющихся основой достойного и человеческого существования. Ввиду предстоящего политического становления Росси как суверенного многонационального государства и формирования в ней многих отсутствующих ныне политических и культурных институтов, Союз кинематографистов России предполагает осуществлять свою деятельность, ориентируясь на российские традиции ответственного государственного мышления, на признание ничем не заменимой роли культуры в достижении народного согласия и утверждения в образе жизни общечеловеческих ценностей. Являясь добровольной ассоциацией равноправных организаций Союза кинематографистов СССР, Союз кинематографистов России считает залогом успешного развития российского кино: - свободу творческого самовыражения художника, право выбора мировоззренческой и этической позиций, личную творческую ответственность и свободу культурного самоопределения; - свободную творческую, культурно-просветительскую и общественную деятельность всех добровольных ассоциаций кинематографистов, объединившихся на основе избранной ими творческой или культурной программы; - свободное развитие кинематографий народов России как необходимое условие их полноценного вхождения в общесоюзный и мировой кинопроцесс. Для достижения своей цели в сфере культуры Союз кинематографистов России предлагает свою культурную программу и будет поддерживать культурные программы и инициативы всех входящих в него национальных и региональных союзов и творческих ассоциаций. Все культурные программы Союза кинематографистов России осуществляются в тесном взаимодействии с другими творческими союзами и научными учреждениями, общественными объединениями и движениями, предпринимательскими и политическими кругами. Одной из форм упрочения этих связей может быть учреждение фондов развития различных видов кино- и экранной деятельности, возглавляемых общественными попечительскими советами и финансирующих производство фильмов, отвечающих культурной политике соответствующего фонда. Союз кинематографистов России, осуществляя свою самостоятельную международную деятельность, будет уделять в ней большое внимание развитию связей с русскими зарубежными и международными культурными организациями. 1. КИНО И ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА Для достижения своих творческих и культурно-экологических целей Союз кинематографистов России считает безусловно необходимым освоение опережающих технологий кинопроизводства и экранной культуры. Признавая кино традиционной и ведущей частью экранной культуры, Союз кинематографистов России будет способствовать включению в орбиту интересов кинематографистов все новых видов теле-, видео-, и компьютерного искусств, формирующих целостную визуальную культуру будущего. Работа в этом направлении будет способствовать обогащению киноязыка и палитры средств художественного воздействия на зрителя и, с другой стороны, расширению возможностей участия кинематографа в культурной жизни общества. Важным направлением такой работы в ближайшем будущем станет создание видеоархивов, видеоэнциклопедий и систем кино- и видеообразования. Союз кинематографистов России предлагает, чтобы в ходе работы над Законом о кино было предусмотрено создание системы сбора, хранения и защиты кино- и видеоматериалов (в том числе и не используемых в окончательной редакции фильмов), представляющих интерес для будущих поколений кинематографистов и исследователей. 2. КИНО И ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ В своих культурных программах Союз кинематографистов России особое внимание будет уделять теме сохранения природной и культурной среды обитания, самобытного образа жизни народов и социальных групп, республик и регионов, выявлению и утверждению их нравственных и духовных ценностей и традиций. Союз кинематографистов России поддерживает такую значимую инициативу, какой является культурно-экологическая акция «Возрождение», и рассматривает ее как одну из своих основных культурных программ. Задуманная как всероссийское начинание, акция «Возрождение» будет осуществляться на основе целого ряда региональных программ, таких, например, как заявленные уже «Тверь», «Москва», «Живая Волга» или «Казачий круг». Союз кинематографистов России будет поддерживать любые другие инициативы, направленные на освоение кинематографом конфессионального культурного наследия. В целях более плодотворного освоения кинематографом исторически сложившихся и рождающихся сегодня народных обычаев, обрядов и традиция Союз кинематографистов России будет содействовать становлению такого актуального направления неигрового кино, как набирающая ныне силу во всем мире ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Это предполагает развитие новых форм сотрудничества киноискусства и гуманитарной науки, соединение творческих усилий художников и ученых в деле выявления гуманитарных общечеловеческих ценностей культуры. Мировой опыт убеждает, что визуальные антропологические фильмы имеют широкое применение в научно-академической, музейной и образовательной сферах. 3. КИНО, ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ Союз кинематографистов России считает необходимым поддерживать педагогические инициативы направленные: - на становление в стране новой свободной и творческой школы; - на воссоединение школы и культуры, гуманитаризацию образования (в частности, путем преподавания истории культуры и искусства, краеведения и этнографии); - на воспитание визуальной культуры подрастающего поколения (в том числе средствами кино- и видеоискусства). Кино должно принять полноценное участие в образовательном и воспитательном процессах как одно из искусств, так и в качестве средства визуальной коммуникации. Союз кинематографистов России намерен содействовать возрождению отечественных традиций исторического фильма, воссоздающего в сознании современников важнейшие исторические события и образы выдающихся деятелей народной истории, актуализирующего традиционные образы и символы национальной культуры. Союз кинематографистов России должен полнее использовать возможности неигрового кино как жанра киноискусства и готовой кинопродукции в своей просветительской деятельности, ориентируясь на новые специализированные и комплексные формы проката через широкую сеть киноклубов и фирменных кинотеатров союза. Важной задачей является также участие во внедрении в практику образования интенсивных форм кино- и видеообучения, новых экранных технологий. 4. КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ Союз кинематографистов России считает своим творческим долгом участие в создании российского, республиканских и региональных телеканалов, в формировании их программ. В деятельности этих каналов достойное место должны занимать программы способствующие приобщению широких кругов зрителей к духовному и творческому наследию российских народов, культурным и экологическим инициативам общественности. Эта работа послужит сложению свободного и ответственного гражданского общества, культурной интеграции населения республик и регионов, становлению практики цивилизованного межнационального общения. 5. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для скорейшего становления Союза кинематографистов России в качестве культурного сообщества, осуществления его гуманитарных целей в культуре и собирания общественности вокруг его культурных программ союзу необходим периодический печатный орган, освещающий не только профессиональные проблемы российского кино, но и широкий круг гуманитарных, художественных и мировоззренческих вопросов культуры народов России. Для начала это мог бы быть ежеквартальный альманах «Культура и кино России».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий