ГЕНИСАРЕТСКИЙ О.И. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАМЕРЕНИЯ: К ПОВЕСТКЕ ДНЯ ФОРУМА ПЕРМЬ2002

Автор:Генисаретский О.И.
Источник публикации: Архив автора

Продолжая начатый на форуме  «Самара2001»  разговор о понимании целей регионального развития, о формах межрегионального сотрудничества во имя развития, инициаторы форума «Пермь2002» предлагают его участникам сосредоточить внимание на  стратегическом (функционально-отраслевом) каркасе регионального развития, его ресурсных и инфраструктурных ограничениях, схемах управления и критериях эффективности.

Уже в ходе дискуссий на форуме «Самара2001» выяснилось, что в работе со стратегиями стоит руководствоваться опережающим и расширенным пониманием развития, ориентированным  не только на экономический рост, повышение конкурентоспособности или  модернизацию инфраструктур, но также и на управленческое освоение новых — технологических, информационных, социальных и гуманитарных — ресурсов развития.
Именно поэтому в повестку дня форума «Пермь2002» включены проблемы глобальных вызовов страновому региональному развитию, формирования городских сетей и технологий пространственного планирования, информатизации и сетевой организации управления развитием, социальной и этнокультурной политики, кадровой политики и моделям управленческих компетенций в области регионального развития.

При обсуждении схем управления региональным развитием актуальным остается и вопрос о его предпочтительных пространственных масштабах и масштабной согласованности.
Развитие – столь же исторически спонтанный, сколь и (в намерениях) целесообразно управляемый процесс. Оно не может быть строго упаковано в тех или иных  административно-территориальных границах, будь то границы краев и областей, районов или населенных пунктов.
Кроме того, в пространственном отношении регион – понятие, не предполагающее фиксированного территориального масштаба.
Регионами называют  и  территории, принадлежащие нескольким субъектам федерации и даже федеральным округам, или административно очерченным регионам (так называемые мегарегионы), и территории, меньшие их  по пространственному масштабу, но не значению для жизни людей и страны, субрегионы (районы, волости, например).
Выбирая приоритеты развития, мы должны стремиться к гибкости в выборе масштабов стратегического самоопределения, не теряя ни одной возможности способствовать нашему общему продвижению вперед, не отказывая ни одному потенциальному субъекту развития – будь то мегарегион, район или город — в праве разрабатывать и реализовать стратегию собственного развития.

Хотя эффекты стратегически значимых изменений наблюдаемы в среднесрочной – или даже в долгосрочной – перспективе, на лицо потребность в мониторинге регионального развития (в частности, дающем возможность убедиться, как федеральные планы доводятся  до субфедеральных, и доводятся ли вообще).
Выбирая схемы стратегического управления региональным развитием, на форуме «Пермь2002» целесообразно обсудить специфическую функцию окружного управления — стратегическое согласование стратегических планов федерального и регионального уровней управления развитием, функцию, деятельностно реализующую принцип субсидиарности.
Эта функция могла бы:
— включать в себя контроль достижения промежуточных (среднесрочных) программно-стратегических эффектов, посредством которых достигаются результаты долгосрочные;
—    и  оцениваться по критериям оперативно-стратегического управления, в котором стратегия становится инструментом политического планирования на технологиях
Проектно-аналитическое и организационное освоение функции стратегического согласования будет на деле способствовать адаптации методов программно-целевого управления к потребностям в развитии проектно-стратегических практик государственного  управления.

Включая в повестку дня форума «Пермь2002» вопросы, в практике стратегического управления объединяемые рубрикой «человеческие ресурсы», — состояние здоровья и образования, коммуникативные компетенции, толерантность и готовность к институциональным изменениям, развитость правовой и гуманитарной культуры, и многое другое – мы намечаем круг тем, входящих в  зону следующего шага регионального  развития и его стратегического планирования.
Процессы развития — неустранимо рефлексивны и коммуникативно структурированы. Их темпы и направленность, конечно, предопределены доступностью ресурсов  и четкостью формулирования программных целей. Но не в меньшей степени развитие зависит от тех рисков и угроз самой возможности   развития, о которых мы можем знать, лишь формулируя проблемы развития, и с которыми мы можем справляться, только предлагая критерии и проекты их решения.
Так вот:  на сегодняшний день именно показатели и оценки  состояния качества человеческих ресурсов оказались чуть ли не единственно  правдоподобными, — пусть пока только качественными, – критериями эффективности стратегического управления.
Ориентируясь на них, мы можем надеяться  сделать еще  один шаг к реализации сформулированного в конце XIX в. русской общественной мыслью права человека на достойное существование.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий