ГЕНИСАРЕТСКИЙ О.И. ВСТРЕЧА С ДЕЯТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ ПЕРМЬ 12.07.2000


Автор:Генисаретский О.И. Источник публикации: Архив ЦСИ ПФО Жанр встречи: диалог по вопросам культурной политики. Рабочие цели: - Демонстрация наличия окружной культурной политики и того, насколько важное место она занимает в ряду других управленческих задач ПП. - Организационная поддержка некоторых пермских культурных проектов (с указанием на их общеокружную и общероссийскую значимость). - Инициация одного-двух культурных проектов, важных для Округа, в продвижении которых могли бы активное участие принять деятели культуры г. Пермь. ПЕРМСКИЙ КНИЖНЫЙ ФОРУМ Проект, прорабатываемый несколько лет в Перми. Он был представлен на семинаре Гёте-Института в Перми в июне 2000 г. Смысл проекта – представить вековую пермскую традицию книжного дела и – на её фоне – обсудить судьбу книги (и чтения) в наступающую эпоху электронных коммуникаций. Приглашение к участию в работе Форума представителей других регионов и проведение в его составе нескольких всероссийских художественных акций образовательных конференции могло бы сделать работу Форума заметным культурным событием Округа. НАРОДЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИВОЛЖЬЯ (визуально-антропологический фестиваль) Приволжский округ – настоящее созвездие народов, культур и вероисповеданий. Их разнообразие является одним из важнейших стратегических ресурсов развития округа и страны в целом. В настоящее время взаимная осведомленность об образе жизни разных народов, их обычаях и культурных традициях крайне низка. Телевизионная журналистика, как правило, ограничивается «острыми» социальными вопросами и не имеет вкуса к вопросам культурологическим и гуманитарным. В 20-30-е годы в СССР шла систематическая работа над «Киноатласом народов СССР». Многие фильмы из этой серии хранятся в киноархивах и остаются неизвестными широкому зрителю. В 80-е годы образ жизни, культурные традиции и обычаи разных этносов становятся предметом визуальной антропологи[1]. Сегодня визуальная антропология – это не только кино и видео о народах и культурах, но гуманитарная технология, способствующая усилению открытости и собщаемости культур, самопознанию, - а через это, - и самоуправлению, и сохранению народами своей исторической судьбы. Именно в Перми есть культурные ресурсы для разворачивания в Округе визуально-антропологической активности. В мае 2000 г. под Пермью состоялся уже третий Фестиваль нового документального кино «Флаэртиана». В настоящее время это единственный в Округе профессиональный кинофестиваль и – по мнению многих кинокритиков – один из самых интересных фестивалей в России. Руководит фестивалем известный режиссер-документалист, директор киностудии «Новый курс» Павел Печёнкин. С опорой на этот ресурс предлагается: - учредить Приволжскую ассоциацию визуальной антропологии, провести в конце 2000 – начале 2001 г.г. фестиваль визуальной антропологии «Народы и культуры Приволжья» в г. Нижний Новогород; - провести их затем в столицах национальных республик и округов; - для профессиональной работы на TV Округа начать подготовку визуальных антропологов (сначала на базе «блуждающей» Школу визуальной антропологии, а затем запустив в одном из университетов соответствующую академическую программу). СТАРООБРЯДЧЕСТВО ВЕРХНЕКАМЬЯ С 1966 г. ежегодно Археографическая экспедиция Исторического факультета МГУ занимается всесторонним изучением культуры старообрядцев Вехнекамья. За более чем 30 лет работы экспедицией собран, исследован и частично опубликован обширный исторический материал, что само по себе дает веские основания для проведения репрезентативной, большого культурного достоинства акции. Старообрядческая культурная традиция – уникальное явление мирового значения. Не вошедшее - в должной мере - в широкий культурный оборот. Но кроме того, проведение подобной выставки-акции дало бы хороший – и редкий – повод еще раз (в ненавязчивой косвенной форме) поставить вопрос о русском присутствии в этих землях, о современной роли духовных традиций и предпочтительной форме их включения в общеобразовательное и общекультурное пространство. А также – о гуманитарных технологиях поддержания и (возможно) развития жизнедеятельности в ныне вымороченных, считающихся неперспективными районах Округа. За более чем 300 лет жизни фактически вне официальной «никонианской» государственности старообрядчество накопило большой опыт выживания. Он заслуживает изучения. Представляется, что подобная акция, – и более того, само обсуждение её, - таят в себе немалый эвристический потенциал. [1] Так в мире стали называть новую область культурной практики, возникшую на стыке научной этнографии и профессионального кино (а затем и телевидения). В отечественный культурный оборот этот термин во шел после проведения в г. Пярну (Эстония) нескольких международных фестивалей по визуальной антропологии.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий