ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (ЗАЯВКА НА КНИГУ)


Источник публикации: Архив автора   Предисловие Предлагаемая к изданию книга посвящена социально-культурным и гуманитарным перспективам развития сферы образования, открывшимся перед нею благодаря перестройке – процессу радикального обновления образа жизни и образа мысли советских людей, одновременно начавшемуся в политической, экономической, социально-культурной и духовной сферах общества. Одна из черт этого обновления состоит в признании социально-культурного, гуманитарного прогресса столь же важным фактором общественных изменений, как и научно-технический прогресс, роль которого была признана достаточно давно. За этим признанием последовали: констатация усиления роли культуры во всех сферах жизни и деятельности человека, первичности ее общечеловеческого, гуманитарного содержания, осознания необходимости формулировать явно культурную политику и политику в области образования с опорой не на ведомственные интересы, на более широкие социально-культурные ценности и т.д. Культура – не как фон человеческой деятельности, не как досуговое восполнение ее повседневных забот и ожиданий, а как среда, в которой живет и действует человек, которая необходима для его духовного здоровья и поддержания жизнеспособности – вот тот горизонт понимания культуры, который является исходным и для культурной политики и для политики в области образования. Этот взгляд на культуру развивался в отечественной гуманитарной науке в рамках экологии культуры, прежде всего благодаря усилиям акад. Д.С. Лихачева, и признан сегодня основным направлением деятельности Советского Фонда культуры. В предлагаемой книге рассматриваются социально-культурные горизонты и гуманитарные перспективы политики в области образования, связанные с процессами экологизации культуры, образа жизни. В предшествующее десятилетии эти культурно-экологические процессы проявились частично и в образовательной сфере, преимущественно в виде усилий по эстетическому и экологическому воспитанию, в возрождении краеведения и родиноведения, в некоторых попытках преподавания дизайна в школе и системе ПТУ, в распространении музейной работы с детьми разных возрастов и т.д. Вместе с тем, подобные усилия и попытки лишь в малой степени соответствуют росту общественного интереса к проблемам истории, экологии, охраны культурного наследства и его освоения. Поэтому основной залог рассмотрения материала в книге – проблемный и проектно-прогностический. Большое внимание уделено вопросам эстетического воспитания. Объясняется это не только ростом внимания к художественно-педагогической проблематике, связанном с разработкой комплексной программы эстетического воспитания советского народа. В силу многих культурных, идеологических и чисто человеческих причин эстетическое воспитание оказалось в 70-е годы областью образовательной и культурной практики, в которой вопросы духовного воспитания, духовной жизни людей, их творчества и участия в делах культуры обсуждались гораздо полнее и плодотворнее, чем во многих иных областях. Анализ концепций и программ, ставивших цели художественного и духовного воспитания, используется как путь более глубокого проникновения в эти вопросы. Книга адресуется специалистам в области культурного строительства и образования, педагогам и деятелям культуры, так или иначе связанным с вопросами культурной политики, с определением перспектив развития сферы образования. В Предисловии говорится о научно-техническом и социально-культурном контекстах новой постановки проблем образования, об умножении функций культуры и усложнении их взаимосвязей, об усилении социальной значимости культуры и предлагаемых ею способов детерминации сознания и поведения. Этот прогностический взгляд на культуру позволяет выявить ценностные ориентации, которые и далее будут определять возможное развитие образования. Раздел 1. Горизонты нового мышления в области образования Контексты, о которых шла речь в предисловии, - это контексты развития сферы образования в целом, заданные ее взаимодействием с другими сферами общества, самой общей структурой научно-технического и социально-культурного развития, описываемой на языке социальной политики. При переходе от этой очень важной, но все же внешней проблематики развития образования к внутренним его проблемам предлагается различать горизонты развития, понять значимость которых можно лишь на основе нового мышления, наметившегося в сфере образования, и перспективы развития, ориентирующие его на достижение этих горизонтов и описываемые на языке конкретной политики в области образования. Раздел 1 посвящен характеристике наиболее важных, как нам представляется, гуманитарных горизонтов развития, уже достаточно выявившихся в разных областях отечественной гуманитарной науки. Глава 1. Образ жизни, жизненный путь личности и ее духовная самореализация Образ жизни как ценностное единство активных, деятельны проявлений человека в различных сферах жизни и культуры. «Образность» образа жизни и его выраженность в самосознании личности. Образ жизни и жизненный путь как структурный и процессуальный, пространственный и временной аспекты жизнедеятельности. «Сюжетность» жизненного пути и его выраженность в самосознании. Целостная сюжетно-иконическая концепция «образа жизни / жизненного пути» - основа конкретного социально-культурного анализа жизненной и духовной самореализации личности, а также всевозможных связей жизни человеческой – с культурой и образованием. Глава 2. Экология культуры: культурное наследие и процесс экологизации культуры Исторические предпосылки экологизации культуры в XIX-XX вв. Экология культуры как самосознание культуры в условиях экологического движения – за сохранение ценностей первой природы и второй, рукотворной природы. Культурно-экологические концепции Д.С. Лихачева, В.Н. Казначеева, Л.Н. Гумилева и других советских авторов. Средовой подход в архитектуре и дизайне и его культурно-экологический смысл. Горизонты экологической психологии. Экология культуры как культурно-просветительская концепция, описывающая культуру в качестве «естественной», самодействующей среды, пронизывающей любые ситуации жизни и деятельности человека. Пути и способы культурно-экологического воспитания. Глава 3. Культура и ценности: аксиоматика культуры и аксиологические аспекты образовательного подхода Параллельно с экологизацией культуры в XIX-XX вв. протекал процесс ее «аксиофикации», в ходе которого она начала пониматься как пространство, где создаются, хранятся и «востребуются» культурные ценности. Взаимосвязь понятий «полезность», «ценность», «благо» и «самоценность». Разного уровня ценностные ориентации в структуре образа жизни и жизненного пути. Аксиомы культуры и аксиоматические состояния сознания. Сюжетно-иконическое представление ценностных миров – средовая основа воспитательно-образовательного процесса. Пространственно-предметные и знаково-образные среды. Обобщенное понятие экспозиции как одной из экологических функций культуры. Осведомленность, привлекательность и доступность различных ценностей, контакт с ценностью – средовые предпосылки воздействия на ценностные ориентации личности. Глава 4. Состояния сознания, способности и их структуры, процесс оспособления Это центральная теоретическая глава книги, поскольку способности (и дополнительные к ним потребности) составляют цель образовательного и воспитательного процесса. В этой главе излагается авторская концепция анализа структуры сознания (как состоящей из способностей разного рода), типологии способностей, их взаимосвязей с ценностными и средовыми реалиями культуры. Вводится и описывается понятие об оспособлении деятельности, различных функций культуры, образа жизни как о процессе их внутреннего, субъективного освоения в форме способности. Различные группы способностей интегрируются вокруг целостных состояний сознания. Описываются современные концепции «функционального состояния» в инженерной психологии, «виртуального состояния», возникающие в экстремальных режимах деятельности, аксиоматические и дополнительные им энигматические (парадоксальные, абсурдные и пр.) состояния. Репертуар состояний сознания/воли как важнейшая характеристика духовно-практической развитости личности. Проблема обогащения репертуара состояний сознания-воли и накопления духовно-практической развитости в традиционной психологической культуре и современной психотехнике. Принцип непонижения уровня духовной развитости в формировании стратегий овладения теми или иными способностями. Глава 5. Образование как социально-культурный и культурно-антропологический процесс Рассмотрение образожизненных, культурно-экологических, аксиологических и оспособительных аспектов образовательного процесса в предыдущих главах позволяет теперь описать образование как целостный феномен развивающегося, постоянно модернизирующегося общества, в котором роль культуры, информации и человеческого фактора будет неуклонно повышаться. Это описание может быть только прогностическим, проектным, обеспечивающим переход от интеллектуального видения горизонтов образовательного процесса к оценке и выбору его практических перспектив, к выработке конкретной политики в области образования. С социально-культурной стороны образование рассматривается в ряду таких фундаментальных процессов как институционализация поведения и сопутствующих ему переживаний, формирования социально признанного многообразия занятий, потребностей и возможностей их профессионализации и социального проектирования, обеспечивающих эту профессионализацию систем обучения. Прогностический анализ целесообразности и эффективности путей профессионализации некоторых деятельностей составляют первый, ближайший горизонт анализа. Переход от работ, как объекта профессионализации, к гораздо более широкому кругу занятий, уже институционализированных, но еще не профессионализируемых, определяет второй, более глубокий уровень рассмотрения. Наконец, еще один переход то занятий к поведению задает уровень, на котором просматриваются еще более глубинные процессы. Таким образом, институционализация и профессионализация зададут одну из основных линий развития мира человеческой деятельности, в которую встраивается и образовательный процесс. Но эта линия не является единственной, она не имеет принудительной силы для личности или каких-то сообществ, групп людей. Развитие личности может идти настолько индивидуально, что ее поведение, переживания, занятия и понятия могут приобретать культурную и вне каких бы то ни было институционализированных, а тем более профессионализированных форм деятельности. Это линия развития личности через культуру, через высшие душевно-духовные способности и состояния. Более того, в этом личностном, а не институциональном горизонте социализации существуют и совершенствуются свои механизмы защиты от воздействия институциональных структур, поскольку последние способны оказывать на межличностное общение и личное мышление превращающее и отчуждающее влияние. Показывается, что усиление роли человеческого фактора в общественном производстве и общественной жизни в сфере образовательной будет означать, что развитие личности через культуру, наращивание многообразия форм общения, индивидуальных и групповых занятий, жизненных и творческих концепция и программ, образов и стилей жизни и т.д. также будет приобретать все больший вес. Это повлияет и на смысл профессионализации, на понимание роли профессиональной деятельности; в ней также большое значение приобретет личное отношение к труду, переживание осмысленности и привлекательности работы, ее развивающих качеств, приносящих личностное удовлетворение. Раздел 2. Гуманитарные перспективы политики в области образования В этом разделе речь пойдет только о гуманитарных перспективах, более связанных не с социально-техническим горизонтом профессионализации, а именно с гуманитарным, личностно ориентированным горизонтом. Глава 6. Эстетическое воспитание: гуманитарно-художественные и духовно-нравственные измерения художественной педагогики В настоящее время эстетическое воспитание оказалось основой едва ли не единственной формой воспитательной работы, впрямую связанной с формированием целостных духовно-нравственных качеств личности. Это связано с особой ролью литературы и искусства в истории русской культуры и в современной духовной ситуации. Поэтому на примере и материале эстетического воспитания сегодня естественнее всего можно рассмотреть общие вопросы духовного развития личности. Четыре основные ориентации художественно-воспитательной работы а) развитие творческих способностей: общих и специально-художественных; б) включение в художественные миры, сохраняемые культурной традицией; в) участие в охране и спасении культурных ценностей и, наконец, г) развитие целостных личностных качеств, накопление опыта самоценного существования. Связь творчества, хранения и спасения (=возрождения) с личностным бытием, со свободой и естественностью личного существования – как тема культурной жизни и социализации через культуру. Творчество и восприятие в эстетическом воспитании. Средовое осуществление культуры и ее обращение в средствах коммуникации; контакт с культурной ценностью через «посещение» учреждений культуры или памятника культуры, через «сообщение», передаваемое в технических средствах коммуникации; через межличностное, групповое общение и внутри-личностную рефлексию. Ориентация эстетического воспитания на широкий спектр контактов с культурой. Многообразие культур в пространстве и времени. Евразийские горизонты российской и советской культуры. Эстетическое воспитание в «большом» историческом и экологическом времени/пространстве. Культурно-экологические функции эстетического воспитания, его роль в формировании этнокультурной идентичности. Национальные, этнокультурные варианты систем и программ эстетического воспитания. Глава 7. Архитектура, дизайн и средовые проблемы эстетического воспитания Памятники природы, культуры и истории в эстетическом воспитании. Пространственно-предметная среда повседневной жизнедеятельности и ее роль в обеспечении и формировании образа жизни. Большие и малые, мемориальные и повседневные архитектурные формы. Образы города, поселения как культурная ценность; города, поселения как «объекты общего пользования», воплощенная ценность для всех; охрана и благоустройство жилой среды, застройки – реальное «общее дело» обитателей, ее воспитательное значение. Вещь, предмет повседневного обихода в структуре образа жизни. Художественное, архитектурное и дизайнерское проектирование – профессиональная деятельность по созданию пространственно-предметной среды. Эстетическое воспитание средствами дизайна и архитектуры. Дизайн для себя, самообеспечение и самообслуживание и их роль в структуре образа жизни. Экспозиции, мода и реклама в «неформальной» деятельности молодежи, как средство формирования самообраза жизни, выбора жизненного пути и стиля жизни. Глава 8. Краеведение, экскурсионное дело и туризм в эстетическом воспитании Помимо непосредственного средового окружения есть и представляют для эстетического воспитания немалый интерес «большие среды»: природные и культурные ландшафты, города и поселения, имеющие историческую ценность, памятники природы, истории и культуры, расположенные в них музейные памятники. Работа с ними проходит в формах экскурсий и походов, она изучается, как принято, в рамках краеведения, музейной педагогики и методики экскурсионного дела. В этой главе излагается история экскурсионного дела в России и в СССР, основные положения «философии путешественности» И.М. Гревса, выдающегося русского педагога-экскурсиониста, а также концепция А.В. Бакушинского о целях и видах музейной экскурсии. Показывается, что проблематика этих концепций и предложенные в их рамках представления составляют основу современной теории и методики музейно-экскурсионного дела. Рассматривается соотношение досуга, творчества и культурных переживаний в экскурсиях и походах, их значение для возрождения крае- и родиноведения, развивашихся в 10-20-е и свернутые в 30-е годы, а также для решения задча эстетического и экологического воспитания. Поэтика «состояний природы» и «духовных впечатлений» в реальных и эйдетических путешествиях. «Антропный принцип» в теоретической физике, его гуманитарные эквиваленты – в переживании истории, космоса и культуры. «Космическое чувство», «чувство всемирности», «чувство истории», их переживание в экскурсионных условиях, в условиях повседневной жизни и работы. Путешественность, современный «неономадизм» и «духовная оседлость» (Д.С. Лихачев). Глава 9. Мифопоэтическая традиция и экология культуры Концепция мифопоэтизма – одно из выдающихся достижений советской гуманитарной науки (семиотики, исторической лингвистики, истории культуры). В данной главе речь идет о культурно-экологическом значении мифопоэтической традиции, мифопоэтического образа мира, человека и действия человека в мире. Для объяснения его привлекаются представления В.И. Вернадского о био- и ноосфере, П.А. Флоренского о пневматосфере, концепция энергетики культуры Л.Н. Гумилева, а также данные когнитивной и экологической психологии. Для экологии культуры и работы по эстетическому воспитанию особое значение имеет мифопоэтическая концепция «чувства волшебности», разрабатывавшаяся семиотиками на материале волшебной сказки, «поэтика удивления» А.С. Выготского, современные психолого-педагогические воззрения на роль детского анимизма и деятельность по средовой анимации в дизайне и архитектуре. Рассмотрены некоторые воззрения на роль «чувства волшебности» в современном искусствознании, психологии чувств и психотехники. Показываются пути использования этих воззрений в практике художественно-воспитательной работы. Глава 10. Проектная культура и концептуализм: проблемы гуманизации научно-технического мышления Две постановки вопроса о необходимости гуманизации научно-технической деятельности и ее технических сред: «от последствий» научно-технического прогресса и «от предпосылок» его, связанных с особенностями современной проектной культуры и проектирования как ведущей формой научно-технической активности. Концепции – творческие и проектные, авторские и официальные, индивидуальные и групповые – как основа проектной культуры. Типология творческих и прочих концепций. Концептуальность и аниматика в проектной культуре. Роль психотехники как проектно-значимой аниматики. Научно-техническое, социальное, культурно-экологическое проектирование. Их место в сфере образования. Проектная культура как предмет обучения и воспитания. Гуманитарный (XII-XIII вв.), естественно-научный (XIX-XX вв.) и проектный университет (вторая половина XX в.) и синтез этих форм образования на пороге XXI в. Утопизм и нигилизм – две превращенные формы социального и культурно-экологического проектирования, реалистичность его. Аксиоматика культуры и ее проектное претворение, принцип этнокультурной идентичности во всех возможных мирах (порождаемых научно-техническим или социально-культурным развитием, процессом космизации образа жизни, выявлением роли традиционной психологической культуры и т.п.). Глава 11. Духовно-практический опыт личности: культура самоопределения, самосознания и самоценного существования Заключительная глава второго раздела посвящена проблеме, являющейся как бы точкой схода всех рассмотренных выше перспектив, а именно – проблеме духовно-практической развитости человека, ценности и неповторимости его внутреннего мира, культуре личностного самоопределения, самопереживания и свидетельствования опыта собственного существования. Все это – традиционнейшие темы искусства, философии, художественной и духовной традиции. Но именно они – в свете принципа непонижения уровня духовной развитости – оказываются в центре культурно-творческой и образовательной нынешней проблематики. Охрана мирового культурного наследия, организационные и технические средства хранения произведений культуры, ее памятников, развитие информатики в сфере культуры, систем культурного обслуживания, наконец, насыщение среды обитания образами культуры – все это ведет к существенному расширению репертуара духовных духовно-практических состояний сознания/воли, которым будет владеть человек, к уплотнению потока духовно-значимых событий, переживаемых им, а значит потребует более гибких средств самоопределения личности в культуре и через культуру, способов переживания и свидетельствования своего духовного опыта. При этом необычайно возрастает роль традиционной психологической культуры и классического культурного наследия, где такие средства и способы отрабатывались в «отраженной», сюжетно-иконической форме. Обсуждаются перспективы и возможности повышения доступности и привлекательности этих пластов художественной и духовной культуры, в том числе посредством учебной и воспитательной работы. Послесловие. Будущее единство культурной политики и политики в области образования Здесь в порядке заключения речь идет о совместимости, схождениях и расхождениях политик в области образования и культуры как двух частей единой социальной политики. О их единстве трудно далее думать в терминах «бесконфликтности», нужно научиться находить и отрабатывать точки их пересечения, каким бы противоречащими друг другу они не были. Кроме того, предполагается дать небольшой словарь терминов, которые автор использует, заимствуя их из разных областей знания, не определяя, или вводит заново сам. Генисаретский Олег Игоревич, зав. Сектором социально-культурных проблем образа жизни и предметной среды ВНИИ технической эстетики, член комиссии по идейно-эстетическому воспитанию Секретариата правления СХ СССР, член научно-общественного совета «Классика» Фонда культуры СССР.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий