Социологический смысл категории «мнимого бытия» в «Немецкой иделогии» К. Маркса и Ф.Энгельса (Об одной предпосылке социальной философии марксизма) // Тезисы доклада на конференции в ИМРД АН СССР 1970 г.


Автор: Генисаретский О.И.
Источник публикации: Тезисы доклада на конференции в ИМРД АН СССР 1970 г. 1.    Категория мнимого бытия, круг понятий и терминов, ею объединяемый: мнимость, отчуждение, фетишизм, превращенность, восполнение, иллюзорность, превратность, случайность и т.д. Смысловая связь этой категории с проблемами: а) реального противоположения бытия и сознания, б) деятельности и в) общественной структуры. Сознание мнимости конкретно-исторических форм общественного бытия (и сознания) - источник критицизма социальной философии К. Маркса и Ф. Энгельса. Развитие круга тем, объединяемых категорией мнимого бытия, в наследии К. Маркса и Ф. Энгельса. 2.    Историко-философское значение данной категории в традиции европейской философии. Ближайшая связь марксистской трактовки мнимого бытия с теорией негативной диалектики Гегеля. Познавательный оптимизм Гегеля, считавшего, что "скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания", и его усомнение посредством категории мнимого бытия, полагающей мнимость результатов познания, связанного этим бытием. 3.    Предметы социологического знания, усомненные в "Немецкой идеологии". Предметная универсальность этого усомнения как доказательство того, что понятие мнимого бытия является одной из категорий социологии марксизма; значение категориальности этого понятия для социологии. 4.    Действие принципа "практика как критерий истины" в социологическом изучении; его истолкование с точки зрения категории мнимого бытия. Критика антиинтеллектуалистских следствий из принципа практики: Ф. Энгельс об экономическом материализме и В.И. Ленин о вульгарной социологии Пролеткульта. 5.    Теоретико-познавательный смысл категории мнимого бытия и познавательное значение превращенных форм сознания. Неадекватность истолкования мнимого бытия как небытия. Реальность мнимого бытия общественных образований; категория общественной структуры и механизм исторического существования названных образований. Превращенность сознания как выражение его функциональной связанности с той общественной структурой, осознанием бытия, которой оно является (социологический смысл тезиса: "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанием бытия..."). Теоретико-познавательное значение категории мнимого бытия состоит не в отрицании бытия, но в отрицании чистого сознания. 6.    Категория действительности (деятельного бытия) - реальное противоположение мнимому бытию. Понятие действительных структур общественного бытия, и их деятельное истолкование. Общественное производство и воспроизводство как процессы, порождаемые в действительных структурах. Деятельное истолкование культуры как предельного механизма общественного воспроизводства, обеспечивающего целостность, самодостаточность и историческую непрерывность общества. 7.    Системологическое истолкование действительности. Функциональность действительных структур. Три типа состояний общественного бытия: а) сама деятельность, б) действительно-функциональные структуры и в) сама общественная структура. Их онтологические взаимоотношения и предельная целостность. Истолкование культуры в смысле категории общественной структуры: культура как структурное отношение человеческого  существования к целостности бытия. Критика структуралистского антигуманизма. Социально-философский смысл семиотических понятий модели мира и программы действия в мире; смысл их усомнения в категории мнимого бытия. 8.    Бытие сознания в состояниях деятельности, действительно функциональных структур и самой общественной структуры. Различие свободы и связанности сознания в деятельном и структурном состояниях: типология связанностей сознания. Неадекватность противопоставления превращенности связанного сознания и непревращенности научно-теоретического сознания. Принципиальная превращенностъ последнего относительно культуры, содержащей саму ценность истины, на которой основывается наука. Историческая направленность общественного бытия как реальное основание усомнения его составляющих. Открытость истории и значение её для установления действенности (или мнимости) общественных процессов. Безбудущность принципиально неусомневаемого бытия. 9.    Роль сознания о мнимом бытии общественных форм в становлении марксистского историзма.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий