Первое: 06.09.06


Педагогическая стратегия: аудиторная модель коммуникации Аудиторная модель: - все происходит здесь-и-сейчас, в процессе нашей – моей и вашей - коммуникации, рефлексии (сознавания) и дискурса (размышления); - знание, умения и навыки не передаются, как вещи, они осваиваются вашей встречной активностью (вопросы на понимание, суждениям, выражение отношений, обмен чувствами…); - работаем с индивидуальными образовательными и культурными траекториями каждого; - используя разные коммуникативные форматы индивидуальной и групповой, командной работы. Допускаются прерывания меня в любом месте. Задачи Курса Знание  мышление философское и не-философское «Наше состояние не-философии. – Кризис никогда не ыбл столь радикальным». Морис Мерло-Понти. Видимое и невидимое. - Минск, 2006. – С. 241. Отход от преимущественно познавательно-ориентированности философии, выросшей в Новое время на рефлексии науки, как осевого когнитивного института новоевропейской культуры. – От познания, как Бого- и Миропознавания – через рефлексию становления науки в качестве социокультурного институт – к инкорпорации научного исследования в качестве одного из типа общественного производства. К. Маркс: превращение науки в непосредственную производительную силу (и производственное отношение). Парадигма НТР-анализа, распространенная на все виды творческой деятельности, закрепленные в культуре (пример с дизайном, с койнонией-общением). От устоявшегося в философской традиции противопоставления двух видов разума: теоретического и практического – к философии практики, а затем к стратегии роста философского знания/мышления  из различных предметных областей деятельности (примеры с психоанализом, медиалогией и пр.). – Затем и формирование частных, специальных методологий. - Науковедение и методологическая логистика. - Базовые типы деятельностей. - Семиотика, лингвистический структурализм, разросшиеся до философии, мировоззренцеской риторики постмодернизма. - Антропологические проекты современности. «Человек – мера всех вещей» и … «всех систем». Особенности практико-ориентированных методологий: рефлексия/дискурс и сознаваемая мыследеятельность. Энтони Гидденс о практическом сознании: «То, что акторы (действующие лица, субъекты деятельности – О.Г.) знают (или во что они верят)  о социальных условиях, включая, в особенности, условия их собственной деятельности, но не могут выразить это в дискурсивной форме; в отличие от бессознательного практическое сознание не «ограждается» барьерами, основанными на психологической репрессии». Э. Гидденс. Устроение общества. Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003С. 500. Многие условия (т. е. препятствия и средства) - в рамках практической деятельности – остаются дискурсивно немыслимыми, непомышляемыми. Вот что писал об этой её особенности Пьер Бурдье: - о них «нельзя помыслить за неимением этических и политических диспозиций» (ценностных установок – О.Г.), склоняющих принимать эти условия в расчет и считаться с ними; - «но кроме того … из-за отсутствия таких мыслительных инструментов, как проблематика, методы, технические приемы» - П. Бурдье. Практический смысл. – СПб.- М., 2001. – 15. Выготский Л.С. о роли практике в психологической науке: «Практика входит в глубочайшие основы научной операции … становится конструктивным принципом науки» - Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – Собр. соч. в 6-ти томах. – Т. 6. – М., 1998. – С.387 – 388. Развивая эту тему применительно к современной ситуации в психологии, Ф.В.Василюк продолжает о методологической миссии психотехники: «Психотехника есть не просто частная прикладная дисциплина, но – общепсихологическая методология, причем методология, не навязанная извне …Ю а присущая отечественной психологии как своегорода «генетическая программа»». – Василюк Ф.Э Методологический анализ в психологии. – М., 2003. – С. 199 – 200. И далее, подчеркивая, что современной  психологии предстоит научиться «мыслить действительность человеческой целостности», пишет: «Сознание – практика – культура – такова тройная формула контекста, задающего действительность человеческой целостности». Там же, с. 200 – 201. Отсылка П. Бурдье к этическим и политическим диспозициям заставляет со вниманием отнестись к словам известного американского методолога Пола Фейерабенда: «Как методология, так и политика являются средством перехода от одной исторической эпохи к другой». О сознавании человеком своей живой, текущей  жизни/деятельности В гуманитарной психотерапии сознавание (awareness) понимается как  «полное осознавание того, что происходит в настоящий момент времени, внимательное отношение ко всей гамме телесных и эмоциональных откликов или реакций, идущих как изнутри самого организма, так и от окружающей его среды (самоосознавание)». www.user.cityline.ru/~ciborisn/slov.htm) В гуманитарной методологии: - Сознавание – психопрактическая разновидность рефлексии. - Имеет дело с текущим состоянием жизне/мыли/деятельности, именуемым «здесь-и-теперь». - Не зависит от состава способностей, входящих в пактикуемый схематизм сознания, но может выражаться в психоматике любой или некоторых из них. - Собственная временность и Пространственность сознавания уходит корнями в аффективно-ценностный пласт жизни, проживаемой внутри нас самих. -  И потому неустранимо является также ценностным сознаванием. -  Выражает действительность личной цельности человека, его integriny. Возвращаясь к аудиторной модели, можно поэтому сказать, что она основана на сознавании и сообщительности и стремится к установлению смысловой, целевой и ценностной связанности. Об этой теме – в последующих, том числе практических, занятиях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий