Программа курса «Гуманитарные стратегии и практики»


ГУМАНИТАРНЫЕ СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКИ I. Проектно-педагогические принципы Построения Курса Открытие курса «Гуманитарные стратегии и практики» по сути дела является проектно-педагогической инициативой и экспериментом Гу ВШЭ и Института синергийной антропологии. Результатом её может стать формирование новой специализации в рамках одной из философских или гуманитарных специальностей (например, философской или социальной антропологии). Для полной разработки такого курса и его адаптации к академическим программа факультета уйдет, по меньшей мере, два-три учебных года[1]. А. Образовательными продуктами предлагаемого курса являются про­фессиональные компетенции: - признаваемые профессиональным сообществом специалистов по социально-культурному и гуманитарному менеджменту[2] ценно­стями гуманитарной культуры; - пользующие опережающим спросом на современных рынках интеллекту­ального труда; - и обеспечивающие слушателю устойчивую перспективу за­нятости, профессионально-личностный рост, социальную; - жизненную независимость и статусно приемлемый уровень достатка. Б. Курс ориентирован на оснащение специалиста в области гуманитарного менеджмента интеллектуальными инструментами, которые обеспечивали бы ему: - возможность свободного самоопределения в современной проблематике, в кругу информационных и интеллектуальных ресурсах гуманитарного  менеджмента, - достаточный уровень рефлексивности, субъектности и системной полноты в принятии профессиональных реше­ний, в творческом сознавании тенденций разви­тия гуманитарной культуры, - а также возможность профессионально-личностного уча­стия в ее ценностных приращениях. В. Признание определяющей роли психопрактических компе­тенций: - признание психокультурной установки в составе опере­жающих культурных ориентаций, - установка на  привитие вкуса к   личному владению пси­хопрактическими и психокультурными компетециями, - и понимание их роли в использовании и разработке совре­менных технологий гуманитарного менедж­мента. Г. Опора на отечественные культурные и интеллектуальные ресурсы, предполагающая: - знакомство слушателей с интеллектуальным материалом российской мысли и духовно-творческой традиции; - осведомленность в составе и содержании основных историософских, философско-антропологических,  социально-культурных, культурно-политических концепций и программ, игравших и/или играющих заметную роль исторической судьбе России. II. Курс «Гуманитарные стратегии и практики» на Факультете философии ГУ ВШЭ Пропедевтическая часть курса, состоящего из 2 модулей (сен. – дек. 2006 г.) Задачи и содержание курса Обстоятельства начала данного курса занятий на факультете таковы, что в 2006 г. он будет обращен в основном к студентам  3 года обучения и в 2007 г., соответственно, к студентам 4 года, готовящимся закончить бакалавриат. (В будущем считаю целесообразным начинать   этот курс, со студентами 1 года обучения). Академическая стратегия факультета предполагает: - как возможность - для части студентов - последовательное обучение в бакалариате, магистратуре и аспирантуре по одной из философских специальностей; - так и возможность, получив степень бакалавра или магистра, специализироваться в одной из многочисленных областей современных социально-гуманитарных практик (управление социально-культурными или образовательными проектами, социально-гуманитарными программами в сфере муниципального и государственного управления), политических технологий, регионального и корпоративного развития и т.д.). Базовая философская подготовка, полученная в рамках основной академической стратегии факультета, дает возможность получения более основательной, гуманитарно-осмысленной, ценностно-ориентированной готовности к решению социально востребованных задач общественной практики. Однако, для того, чтобы педагогически реализовать эту возможность необходимо: 1. Предварительное ознакомление студентов с  текущей повесткой дня социально-гуманитарных практик. 2. С особенностями основных типов деятельности, - прикладным исследованием, проектированием, программированием, стратегированием, сценированием и т.д., посредством которых эти практики реализуются. 3. С концептуальным аппаратом социально-гуманитарных практик, обновляющимся за счет заимствования концепций и методологических установок из различных областей гуманитарного знания. 4. Помимо лекционного изложения и работы с первоисточниками, большое внимание придется  уделить коммуникативным и рефлексивным навыкам аудиторной работы (организационно-деятельностным играм, сценическому моделированию, психопрактическим приемам работы с метафорами, образами и сознаваемыми переживаниями). 5. А также элементами прикладной аналитической работы, документированию и публичной защиты результатов групповой работы). Курс «Гуманитарные стратегии и практики_2006» делится на 2 модуля: Модуль 1. Введение в дискурс (21 акад. часа = 7 занятий по 3 часа) Цель модуля – освоение стартового словаря концептов-терминов, навыков дискурсивно-аналитического оперирования с ними и участия в аудиторной групповой коммуникации. На этой стадии важно будет выявить индивидуальные предпочтения студентов, общий уровень их гуманитарной и IT-компетентности, выбрать приемлемое соотношение аудиторной и дистантной форм учебного процесса, также выбрать индивидуальные темы для их контрольных работ. Для ведущего курса основной задачей будет определиться с тем, на какие элементы общей философской подготовки студентов можно ориентироваться при подготовке следующих модулей курса 2007-2008 г.г. Модуль 2. Репертуар коммуникативных форматов (21 акад.часа = 7 занятий по 3 часа) Цель модуля – введение в практику групповой аудиторной и дистантной коммуникации (неструктурированная коммуникация, групповая работа с образами и метафорами, панельная дискуссия, организационно-деятелностная игра, самоопределение и работа с индивидуальными образовательными и культурными траекториями, сценическое моделирование). Для занятий в рамках этого модуля предполагается приглашение (пока на волонтерской основе) сторонних специалистов для проведения мастер-классов по названным форматам коммуникации. Контрольные работы этого модуля также будут носить групповой характер. Помимо студентов 3 года обучения к занятиям допускаются и другие слушатели. Основные темы курсов 2006 г. Особенностью построения практико-ориентированного курса является прежде всего то, что основные темы и концепты курса вводятся в работу  и закрепляются не привычным лекционным путем, а в процессе аудиторной коммуникации (разных форматов). Не реалистично надеяться на умозрительное освоение необходимого концептуального материала  путем слушания лекций   и чтения литературы. Речь скорее должна идти о навигации в поле обращающихся в практике концептов и тем. Иначе говоря, сначала осведомленность и привлекательность, а уж затем – в потребном объеме -  овладение содержанием и навыками интеллектуальной работы. Так что перечисленные ниже темы – это своего рода навигационная разметка тематического поля курса. 1.Антропологическое воображение Антропологическая катастрофа (М.К.Мамардашвили), трансгрессия (М.Фуко), человек у предела в синергийной антропологии (С.С.Хоружий). Воображаемое, символическое и реальное в опыте ценностного переживания. Образ совершенного  человека в различных религиозно-философскх традициях. Тема человеческих качеств в гуманитарной психологии и психотерапии. Психоакмеология. 2. Культура, ценности и опыт ценностного переживания Аксиопрактики: культурно-ценностные риторики, ценностное самосознание и опыт самоценного существования. Отнесение к ценностям и концепт ценностной значимости в философии в философской аксиологии. Эмоционально-ценостные компоненты в психологии переживания. Темпоральные типы эмоционально-ценностных переживаний: спонтанные эмоционально-ценностные события, эмоционально-ценностные интонации (концепт М.М.Бахтинау), эмоционально-ценностные константы личности, образующие ее ценностный строй. Репертуар доступных человеку ценностных переживаний  как свидетельство его личностной развитости и отправная точка  его личностного роста. 3. Аффект и катексис Способность желания и способность удовлетворения. Аффективно-катектический пласт мира переживаний и особенности его темпоральной организации. Целесообразность и смыслосообразность опыта переживания. Целесообразность без цели (концепт И.Канта) и смыслосообразность без значимости. Ценностная оправданность (в антроподицеи свящ. П. Флоренского и в философской антропологии). 4. Личностный строй культуры, среды и образа жизни Концепты антропной цивилизации, антропологического синтеза и психологической культуры. Национальная психологическая культура (концепт аксиоматики культуры А. Панченко), психологическая культура этносов, сословий и социальных групп, психологическая культура личности. Психопрактики личностного роста: личностные образцы (концепт М. Оссовской), личностные самообразы  и психопрактики личностного роста (в гуманитарной психотерапии). Личностная цельность (integrity). Критика антропологической редукции (подмены личности человеком) в современном гуманитарном  позитивизме. Персонологическое содержание концептов «телесность» и «повседневность» и «жизненный мир». Личностная цельность сознавания текущего «здесь-и-теперь», самоподобия и самодействия. 5. Сознавание времени. Формы темпоральной организации социально-культурных процессов. Первичное сознавание времени в различных жизненных мирах. Время в повседневной жизни, бытие-как-память и событийность вечности. Время, память и забвение. Традиционные метафоры памяти: метемпсихоз, нирвана и апока­тастазис. Гуманитарно-антропологические концепты памяти Ф.Ницше, Н.Фёдорова и К.Юнга. Социально-культурные форматы темпоральной организации организации: наследие (природное, культурное, духовно-практическое; трансляция культуры, воспроизвод­ство жизни/деятельности; информационно-технологические оболочки и мнемотехники в со­временных культурах. Овладение временем (концепт В.Муравьева). Искусство памяти в музейно-памятниковом деле и других культурно-экологических практиках. 6. Пространственность Пространственность повседневной жизни, сознания и культуры. Гуманитарно-антропологические концепты пространственности Э.Кассирера, свящ. Павла Фло­ренского, М.М.Бахтина, Г.Башляра, М. Хайдеггера, В.Н. Топорова. Пространства, среды и сети. Территориальное масштабирование (региональное и локальное в культуре); эффекты транстерриториальности и концепт глокализации. Территориальная мобильность  (кочевое и осед­лое, неономадизм). Экспозиционные, эвристические и плазматиче­ские функции воображения. Экспозиционные практики пространственной репрезентации культурного опыта и жизненных миров. Персонифи­кация, инсценирование, символические  и концептуальные персонажи в музейно-памятниковых и других культурно-экологических практиках. 7. Мифопоэтическая традиция Мифопоэтическая модель мира (концепт В. Топорова). Воображение и рефлкстированный мифопоэтизм в искусстве и гуманитарно-антропологическом знании: символ в поэтике А. Белого, архетип и активное воображение  в психологии К. Юнга, эффекты Ж. Пиаже. Формы манифестации архетипического содержания психики в различных возрастных состояниях и в творческом опыте личности. Мистико-аскетическая, духовно-творческая и мифопоэтическая синергия (с точки зрения синергийной антропологии). Контрольные работы Темы кейсов, аналитических рефератов и эссе, по которым будет проводиться контроль успеваемости, будут определятся в индивидуальном порядке в рамках тьютерской работы со студентами. Основная литература Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. – М.: Смысл, 2000. Бейтсон Г., Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. К эпистемоло­гии священного. М.: Технол. школа бизнеса, 1992. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения. – М.: Путь, 2001. Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. М.: Русский мир, 1993. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб.: Б.С.К., 1997. Дэй К. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство. М.: “Ладья”, 1994. Жюльен Франсуа. О «времени» и искусстве «жить»М.: Прогресс-Традиция, 2005. Евразийская перспектива. М.: ЦГИП “Путь”, 1993. Зонтаг С. Мысль как страсть. Избр. Эссе 1960-70 г. М.: Русс. феном. Общество, 1997. Кокс Х. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: "Восточная литература", 1987. Королев С.А. Бесконечное пространство. Гео- и социогра­фические образы власти в России.  М.: Изд-во Института философии РАН, 1997. Краус В. Нигилизм сегодня, или долготерпение истории. М.: Радуга, 1994. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячами лиц. Миф. Архетип. Бес­сознательное. Киев: “София”, 1977. Культура и культуротехника в контексте образования. - Тольятти, 1995. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л., Наука, 1985. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспент Пресс, 1997. Лютикова Е.В. Аксиоматика повседневости. Внерациональные основания познания и кммуникации. – М.: ИКАР, 2006. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. – М.: Логос, 2004. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и созна­ние. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: “Языки русской культуры”, 1997. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. - М.: “Класс”, 1977. Муравьев В.Н. Овладение временем. - М.: РОССПЭН, 1998. Никитин В.А. Генезис архитектурной культуры. - Тольятти, 1997. Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. Орлов А.М. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. М.: "ГЕО", 1997. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре Х1Х-ХХ вв. М.: Наука, 1993. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философ­скую антропологию. М.: Ad Marginem, 1996. Пространства России. Хрестоматия по географии России. Образы страны. МИРОС, 1994. Ранк О. Миф о рождении героя, Киев: “Рефал-бук”, “Вак­лер”, 1997. Рикёр П. Память, история забвение. - М.: Изд-во гуманит. литер., 2006. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.: Прогресс, 1987. Островская-мл. Е.А. Религиозная модель общества. Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. – СПб.: Изд=во СПбГУ, 2005. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. - М.: ЧеРо, 1997. Совершенный человек. Теология и богословие образа. - М., 1997. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной куль­туре. Т. 1-2. - М.: “Языки русской культуры”, 1995-1998. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М.: “Прогресс”, 1995. Торчинов Е.А. Религии мира. Трансперсональные состояния и психотехника. - СПб., 1997. Фуко М. О трансгрессии // Танатография эроса. Ж. Батай и французская мысль середины XX в. – СПб.: МИФРИЛ, 1994. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных уста­новок. - М.: Добросвет, 1997. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. - СПб.: Б.С.К., 1997. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии - М.: “Мысль”, 2000. Шукуров Ш.М. Образ храма. – М.: Прогресс-Ьрадиция, 2002. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. - Киев: “Рефл-бук”, “Ваклер”, 1996. Этнометодология. Вып. 1-10. М.: Изд-во НИИ природного и культурного наследия, 1994 –2005. Словари и энциклопедии Антология исследований культуры. Том.1. - СПб.: Изд-во СПУ, 1997. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. - М.: ЭСИ, 1994. Антология исследований культуры. Том.1. СПб.: Изд-во СПУ, 1997. Мифы народов мира. Т. 1-2. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: “Языки русской культуры”, 1997. Хрестоматия по глубинной психологии. Сост. Л.А. Хегай. - Вып. 1. М.: ЧеРо, 1996; Вып. 2.  - М.: Добросвет, 1997. Сетевые ресурсы Институт гуманитарного партнерства ПРОМЕТА: www.prometa.ru. Институт синергийной антропологии: http://synergia-isa.ru/. [1] Этот срок определяется окончанием нынешними студентами бакалавриата, а затем некоторыми из них и магистратуры. [2]  В настоящее время конкурируют несколько наименований этого скатывающегося профессионализма. С 1998 г. в Московской Высшей Школе Социальных и Экономических наук начал действовать Факультет менеджмента в сфере культуры, с 2005 г. переименованный в Факультет управления социально-культурными проектами. Чуть ранее в 1986 г. начала и поныне продолжает свою деятельность Школа культурной политики. Выросшее из неё сообщство специалистов, издающее ж-р «Сообщение» кульивирует термин гуманитарные технологии. В Академии Народного хозяйства проектируется открытие курса MPA – публичного администрирования. Номинация гуманитарный менеджмент пока встречается преимущественно в академических штудиях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Добавить комментарий